Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 24.11.2017, 03:01

Окошечко

Меню сайта

Календарь

Статьи

Главная » Статьи » Студия "Окошечко"

Развитие речи

От 0 до 2,5 месяцев - первые спонтанные звуки и адресные вокализации (интонируемые звуки, обращённые к «основному» взрослому).

До 4 месяцев должны появиться произвольные звуки, растягивание гласных, игра с их звучанием, гуление, рулады звуков (один переходит в другой). Реакция на обращённую речь.

До 6 месяцев – мелодичное гуление, спонтанный лепет добавление к гласным согласных.

От 6 до 8 месяцев – совершенствование лепета, произвольный лепет, гармонизация гласных и согласных звуков, начало интонационных диалогов со взрослыми (слежение за интонацией взрослого, попытки подражать, чередование реплик и пауз), понимание смысла отдельных слов, эхолалия (повторение за взрослым, без понимания смысла, фрагментарно может в норме сохраняться до 1,5 лет). Это вы думаете, что ребенок просто слюни пускает и «тя-тя-дям-дям-дя» говорит, а на самом деле он лепет совершенствует, и гласные с согласными гармонизирует! 

От 7 месяцев – лепетная речь. Полностью исчезает, только заменяясь в своё время нормальной словесной речью.

От 8 до 11 месяцев – должны появиться первые односложные слова.

До 12 месяцев должны появиться два и более постоянных односложных слова в активном словаре, понимание двух десятков слов (пассивный словарь), хорошее подражание словам и интонациям, выражение одним и тем же односложным словом разных понятий, вплоть до целых предложений.

До 1,5 лет  должна появиться реакция на простые словесные просьбы\приказы, не сопровождаемые жестами или действиями взрослого.

С 12 месяцев до 1,5 лет - развитие (а до 3 лет использование и постепенное затухание) автономной речи, т.н. «детская речь» - одно-двух-трёх сложные слова имеющие общее звучание, общие корни, реже совсем не похожие на настоящие слова (например «пидидёка» - помидорка, «пика» - птичка», «тяка» - игрушка). Затухание происходит по мере развития артикуляции и речевого аппарата, путём естественной замены автономных слов настоящими.

К 2,5 годам большая часть слов уже должна быть заменена настоящими, или их шепелявой версией, с учётом ошибок детской дикции.

Если после 3 лет в активном словаре сохраняются автономные слова – это уже привычка или ошибка. Если их не много – они пройдут сами, надо только мягко поправлять, не акцентируя на этом специального внимания. Если их много – это повод для консультации у логопеда.

До 2 лет ребенок понимает обращённые вопросы, просьбы, сопоставляет слова и изображения на картинках, может показать изображенные предметы или принести настоящие.

От 1,5 до 3 лет – появление предлогов и местоимений, в т.ч. местоимения «я». До этого речь телеграфная (без предлогов). Появление и закрепление в речи настоящих, не автономных слов.

В этот же период должны появиться предложения из 2-3-4 слов (односложных, автономных или настоящих – не важно, важна суть – объединение слов во фразу. Сказанное ребенком «да бу» - «дай булку» или «мама гу-гу» - «мама пойдём гулять» это уже фраза из 2-х слов).

От 2 до 3 лет должно начаться использование времён (пусть не всегда верное), глаголов, прилагательных, множественных форм существительных и активное словотворчество (присоединение к корням окончаний, суффиксов и приставок не верных в данном случае, но взятых по аналогии от других, правильных, слов – «обогну» вместо «обгоню», «колесЫ» - вместо «колёсА», «котерять» - играть с котом и т.п.)

В этом же периоде начинается произвольное интонирование словесной речи – грубая и ласковая речь, вопросительные, восклицательные, «задумчивые» и прочие интонации, соответствующие смыслу сказанного и ситуации.

В этом же периоде ребенок может выполнить просьбу из 2 и более действий («подними вон тот мячик и отнеси в коробку». В плане развития речи суть не в том что б отнести в коробку мяч (это маторика и движения), а в том что бы ребенок услышал и запомнил всю фразу, состоящую из разных действий, соотнёс слова со своими действиями и выполнил их все, не забыв по дороге вторую половину). 

До 4,5 лет большая часть звуков произносится правильно (в т.ч. ш, ж, ч, щ, ц). Ребенок использует длинные предложения из 4 и более слов (включая предлоги), предложения составляет в последовательные, правильные в интонационном и смысловом отношении. Запоминает и может повторить четверостишия, может пересказать простой текст или связно, последовательно и правильно описать ситуацию, произошедшую накануне. 

Фразами (а не одиночными словами или жестами) отвечает на вопросы «кто?», «где?».

До 5,5 лет - исчезает смягченное произношение согласных. Все звуки произносятся правильно. Исчезают пропуски и перестановки звуков.

До 3,5 лет ребенок начинает петь, повторяя известные ему стишки и песенки (не обязательно правильно, может только одну-две строчки), или произнося нараспев какие-то фразы вместо обычной простой речи.

Ребенок может ответить на вопрос «почему ты …?» и «зачем ты…?» Употребление обобщенных слов (игрушки, посуда, одежда). (Хотя это уже скорее не речь, а мышление!)

От 5 до 7 лет - грамматический строй речи становится верным. Ребенок понимает принцип письменной речи (символическое значение букв, соотношение их со звуками, различает буквы и может складывать печатные буквы в слоги или "разобрать" устное слово на отдельные буквы-звуки).
После 7 лет идёт количественное развитие речи.

Пара слов об участии родителей в речевом развитии 

В первый год для развития ребенка (не только речевого, но и его тоже) важнее всего эмоциональное общение с «основным» взрослым. От года до трёх – разнообразие сенсомоторной стимуляции, иными словами много разных объектов для исследования и много разных возможностей действовать самому.
Про значение мелкой моторики для развития речи все знают, но напомню ещё раз.

В первый год-полтора жизни ребенок действительно нуждается в «сюсюканьи» и «лепетной» речи от взрослых. Особенности его слухового восприятия таковы, что он лучше и чётче понимает именно эти интонации и именно такие звукосочетания. В этом возрасте он развивается за счёт подражания, а что б подражать в первую очередь ему, надо слышать, что ему говорят, во вторую – быть способным повторить услышанное. Чем более речь взрослого похожа на детский лепет, тем проще ему её различить и воспроизвести.

Далее, до 3-х лет ребенок активно учится и нуждается в простой и понятной, примитивной но грамотной, не сюсюкающей речи (это не значит что теперь лепетать над ребенком нельзя никогда!).


А вот 3 до 7 лет для развития речи, будущего ораторского умения и «подвешенного языка», очень важных на всю оставшуюся жизнь навыков – для этого всего ребенку очень нужны образцы взрослой сложной речи. Очень важно регулярно слышать, как взрослые общаются между собой, со старшими детьми на сложные, не детские темы не детскими словами. Также важно, что б в общении с ребенком речь взрослого была не просто грамматически верной, но и не «примитивизированной», а в части случаев и вовсе «сложной», «взрослой», с терминами, речевыми оборотами, которые ребенок ещё не знает, и может даже и не поймёт до конца их смысл, если спросит. В этом возрасте идёт наработка структуры речи и если опыт ребенка ограничить только бытовой и простой речью, он не впитает образцы сложной, научной или литературной речи. В более старшем возрасте он,  конечно, научится словарным значениям слов, но приобрести гладкость изложения ему будет труднее, чем, если бы он с детства имел этот пассивный опыт.

Категория: Студия "Окошечко" | Добавил: Вергун-ТВ (03.08.2011)
Просмотров: 666 | Комментарии: 1 | Теги: речь, развитие речи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Игры

Игры с пальчиками






Информационно-публицистический сайт "Окошечко" © 2017

При копировании материалов ссылка на сайт "Окошечко" обязательна. Для печатных изданий - с указанием адреса (http://okoshechko.ucoz.org/), для электронных изданий - с активированной ссылкой - гиперссылкой.